2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Детский психиатр Елисей Осин рассказал о том, как обнаружить расстройство аутистического спектра у ребенка, подростка и взрослого.

Иногда люди ошибочно считают, что аутизм бывает только у мальчиков или мужчин, но это не так: у девочек и женщин он тоже бывает, хотя и реже. «Образ из СМИ взрослого с аутизмом в основном мужской, поэтому часто про женщин даже не думают, что у них может быть аутизм. Это может создавать известную проблему недодиагностики РАС у женщин», — уточняет Елисей Осин.

У аутизма есть и другие особенности, которые мешают обнаружить состояние вовремя, и начать коррекцию. Термин «аутистический спектр» означает, что симптомы у разных людей могут сильно отличаться по частоте и интенсивности проявления. Эти симптомы можно разделить на три группы:

  • социальные отношения;
  • вербальная и невербальная коммуникация;
  • повторяющееся поведение и ритуалы.

У высокофункциональных людей с РАС нарушение может быть в легкой форме, они могут долгое время жить, даже не зная о своем диагнозе. Они испытывают лишь незначительные неудобства, если все идет не так, как они планировали.

У других все может быть гораздо хуже — вплоть до невозможности самостоятельно себя обслуживать. Не бывает двух людей с РАС, у которых совершенно одинаковые симптомы, — у каждого расстройство проявляется по-своему.

Но некоторые закономерности все же есть. Вот на что стоит обращать внимание.

Дети

Аутизм в среднем диагностируют в возрасте около 4 лет, хотя его признаки заметны уже к двум годам, а некоторые исследователи утверждают, что можно обнаружить нарушение у младенца в 3–6 месяцев.

!Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра критически важна.

Мировая практика показывает, чем раньше начать работать с ребенком, тем больше навыков можно компенсировать обучением. Со временем мозг становится менее «пластичным», и то, что можно было легко сделать в 4 года, в 7–8 лет дается очень трудно.

Любой из признаков, которые описаны ниже, сам по себе не означает, что у человека аутизм, — и наоборот, отсутствие признака не означает, что аутизма нет. Все перечисленное — только «маркер», который указывает, что пора обратиться к специалисту.

Слушайте себя. Если вам кажется, что что-то не так, лучше сходить к врачу и успокоиться, чем не пойти, и потом казнить себя за это.

С аутизмом не работает ожидание, он не может пройти «сам по себе», поэтому важно начать работать с расстройством вовремя. Это повысит шансы на то, что в будущем ребенок сможет самостоятельно жить, работать и создать семью.

Нет ничего страшного в том, что ребенок пошел в полтора года, но: если он к пяти годам не говорит — это однозначно повод для беспокойства. Если вас убеждают, что все нормально, а вы не верите, сходите за вторым мнением к другому специалисту.

До года

Некоторые ученые говорят, что аутизм можно диагностировать до года: если ребенок не смотрит в глаза, нет обратной связи при общении с ним, эмоций, взаимности.

Елисей Осин поясняет: «Данные исследований — это “темный лес” в самом прямом смысле слова. По всей видимости, эти признаки не указывают как на аутизм, так и на его отсутствие. Есть эмоциональные дети, которые проявляют взаимность в 6–9 месяцев, а в 14 и 15 лет у них проявляются симптомы РАС. И наоборот».

В 12 месяцев

  • нет указательных жестов;
  • не пытается лепетать;
  • не реагирует на свое имя;
  • не смотрит в глаза, избегает зрительного контакта.

В 16 месяцев

  • почти или совсем не говорит.

В 24 месяца

  • почти или совсем не строит фразы из двух слов (за исключением имитации или повторения).

В любом возрасте

  • перестает говорить или общаться, хотя раньше с удовольствием это делал;
  • избегает контакта глаз;
  • постоянно хочет быть один;
  • не понимает, что чувствуют другие;
  • речь не развивается или развивается с задержкой;
  • повторяет одни и те же слова или фразы;
  • злится из-за перемен в привычных действиях или окружении (например, что в комнате передвинули мебель);
  • имеет строго ограниченные интересы;
  • повторяет действия раз за разом: хлопает, цокает, вертит что-то в руках, качается;
  • слишком чувствителен к звукам, запахам, вкусам, текстурам, свету и цвету — или совершенно нечувствителен;
  • избегает физического контакта, не любит обниматься;
  • отвечает на вопросы невпопад;
  • ничего не боится;
  • путает местоимения («ты» вместо «я»);
  • боится вещей, которых вообще, казалось бы, нечего бояться;
  • особенно внимателен к деталям, например, у машин его интересуют только колеса — и больше ничего;
  • каждый раз играет с вещами одинаково.

Подростки

Подростковый возраст — переходный, поэтому в это время могут проявляться разные признаки аутизма: и те, что характерны для детей, и те, которые присущи скорее взрослым. Юноши и девушки с расстройствами аутистического спектра также стремятся к постоянству — как в целом, так и в мелочах. Они могут избегать прямого зрительного или социального контакта, мало жестикулируют и почти не проявляют эмоций (если, конечно, вы не переставили что-то в их комнате). В подростковом или предподростковом возрасте можно еще заметить следующее (опять же, все эти проявления не обязательны, они приведены только в качестве примера):

  • дети играют или общаются с людьми не своего возраста — малышами или взрослыми;
  • у них почти или совсем нет друзей;
  • они требуют, чтобы остальные играли или действовали по их правилам;
  • имеют необычные интересы — например, запоминают статистику игр какой-то команды, хотя на самом деле вообще не интересуются этим видом спорта;
  • демонстрируют компульсивное поведение — ведут себя так, будто должны делать что-то, о чем их на самом деле никто не просил: закрывают все двери в доме или подчеркивают все, что пишут;
  • привязаны к определенным вещам — например, везде носят с собой игрушку (даже ближе к 18 годам) или коллекционируют шнурки;
  • изъясняются странно, старомодно.

Взрослые

Нарушение в легкой форме может очень долго оставаться недиагностированным. Люди с расстройствами аутистического спектра вполне могут учиться или работать вместе с вами, при этом они могут так и не знать о своем заболевании.

Аутизм не означает, что человек умственно неполноценен: в 30-40% случаев интеллект у него или у нее будет от среднего и выше.

Такие люди могут быть очень знающими специалистами в какой-либо узкой области, например, науки. Их увлеченность чем-либо может граничить с одержимостью. Социальные навыки при этом развиты недостаточно, то есть при взаимодействии с другими людьми они испытывают затруднения. Как понять, что ваш знакомый или член семьи — «человек в спектре»?

Им сложно понять, что думают или чувствуют другие. Они затрудняются при расшифровке выражений лиц, языка тела или каких-то социальных сигналов, например, флиртовать можно сколько угодно, но мужчина или женщина не будут реагировать, пока им не объяснят, что именно происходит и что нужно делать в ответ.

Они не слишком хорошо управляют эмоциями: создается впечатление, что они применяют их не в то время и не в том месте.

Им непросто вести диалог: интонация не отражает чувств. То, что называется «оседлал любимого конька», очень характерно для людей с РАС, они склонны к монологам. На работе его или ее могут в шутку называть роботом: он(а) отлично считает, у него или нее все хорошо с логикой, но при этом речь как будто из динамика, он(а) одинаково разговаривает и с членами семьи, и с начальством, при этом не смотрит никому в глаза, предпочитая наблюдать стену или собственные носки.

Шутку про робота он(а) не понимает и каждый раз пытается логически вам доказать, что он(а) человек. Идиом не понимает тоже.

Очень чувствительны к раздражителям или наоборот, вообще их не воспринимают. Например, кладут в еду очень много специй или едят только брокколи и яблоки, причем исключительно зеленые и только в виде пюре.

Склонны к повторяющимся действиям, очень ценят рутину, испытывают сильное раздражение, если что-то вдруг меняется. Если кто-то переставил фигурки из его (ее) коллекции — ждите беды, он(а) очень расстроится. Он(а) чувствует себя в безопасности в предсказуемом логичном мире, а подобные действия выбивают их из колеи в буквальном смысле слова.

Предпочитают индивидуальные виды спорта, плохо приспособлены к работе в команде.

Изобретают собственные слова для описания чего-либо. Напоминают чокнутого профессора.

Все это не подтверждает, что у вашего знакомого или знакомой аутизм. Однако в следующий раз, когда он(а) начнет раз за разом откашливаться на совещании, представьте, что ему или ей сейчас еще хуже, чем вам, и он(а) просто пытается успокоить себя этими повторяющимися действиями.

Что делать, чтобы ваш друг с расстройством аутистического спектра почувствовал себя лучше? Будьте терпеливы, не пытайтесь его изменить, уважайте его особенности. Говорите с ним предельно конкретно, без иносказаний, уточняйте, не беспокоят ли его звуки или запахи, помогайте ему в беседе — то, что ему сложно общаться, не означает, что он не получает от общения удовольствие. Друг оценит ваши усилия, даже если вам покажется, что это не так.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?