Открытие школы

 

История нашей страны складывается из отдельных исторических сюжетов. Это история городов, предприятий, учреждений, истории отдельных семей и особое значение в этой связи приобретает история школы.

Известно, что школа, как важнейший социальный институт живет и изменяется вместе с семьей и обществом. Данная работа посвящена изучению истории школы № 19, так как еще ни одна школа города не перешла второго рождения и кардинальных изменений. Эта школа на протяжении всего своего существования являлась «первооткрывателем». Девятнадцатая школа всегда шла вперед и совершенствовалась. За счет чего школа на сегодняшний день имеет огромный трудовой опыт. В этой же работе поставлена цель: проследить начальный путь средней школы № 19.

В основу работы легли материалы школьной жизни 1965-1966 гг. Это – школьные летописи, воспоминания педагогов и статьи самих учеников. Важную роль играли воспоминания выпускников и учителей школы. Они позволяют увидеть события того времени глазами их участников.

Школа существовала уже не один год, но началом исторического пути всегда считается 1965- 1966 гг.

Открытие школы. Школа – старое здание.

Для того, чтобы узнать школу с первого дня ее существования, я решила повернуть врем назад  прийти к самому началу. «Это, то белое, небольшое двухэтажное здание, где сейчас находится вечерняя школа № 1 – по улице Жуковского – узнала я из беседы с выпускниками школы. Центральная дверь с улицы не открывалась. Вход был со двора. В школе не было водопровода, а туалет находился во дворе. Во двор часто выставляли самовар. А еще во дворе стояли клетки с кроликами. Дети очень любили их кормить. Если необходимо было вскопать территорию, то директор , Иван Иванович Лут, давал задание детям прокопать землю. И, таким образом, учащиеся наперегонки, соревнуясь, вскапывали всю территорию. Точно также собирали металлолом, кто больше соберет .

Для звонков существовал колокольчик, который был сделан из снарядной гильзы. Оказалось, этот колокольчик сохранился и на сегодняшний день в школе № 19, и выручает в случае отключения электричества.

Всего в школе было четыре классные комнаты. Набор классов производился по следующей системе: в один год набиралось два класса, на следующий год уже один класс и так чередовалось. Велась еще внеклассная краеведческая работа. Именно такие сведения о школе получила я в результате беседы с ученицей школы Ириной Григорьевой.

Директор школы Иван Иванович Лут, - преподавал историю, хотя по специальности он был словесником. Это был важный и элегантный человек, воплощение мужской красоты. Он не мог терпеть курильщиков. Ставил им «4» по поведению, что было очень обидно, так как поведение в стенах школы должно было быть безупречным. Ни в чем директору не уступал и завуч школы, Алексей Николаевич Колесников. Ученики его очень боялись. «У него был громкий голос, который внушал страх» - вспоминает одна из учениц. И все же дети его очень любили и уважали, так как знали, что все, что он делает, он делает для них самих. Географию преподавала Раиса Кузминишна Искра. Она работала в Средней Азии и любила рассказывать интересные истории об учениках Азии. Анна Артемьевна Свезьян преподавала литературе. Ученики называли ее Татьяна, так как ее идеалом была Татьяна Ларина. Всегда очень хорошо была одета и почему – то не произносила мягкий знак. А физику в школе преподавала Анна Андреевна Чадина. Красивая, но очень нервная женщина. Николай Львович Шунин преподавал труд и вел кружок по туризму. Учитель немецкого языка Валентина Алексеевна Осыченко преподавала только разговорную речь без правописания. Но уже в новом здании школы № 19 Валентина Алексеевна преподавала биологию. Именно такими запомнились учителя ученикам школы.

«В школе также существовал кукольный театр. Организовал его маленький старичок с луной», - сообщила Ирина Григорьева. Выпускница 19-й школы, она и сейчас преподает в ней русский язык и литературу. Возможно, именно тот старичок с луной повлиял на то, что Ирина Николаевна Григорьева (Маркова) стала руководителем драматического кружка.

Новое здание – открытие.

27 августа 1965 г. состоялось торжественное открытие средней школы № 19. Учащиеся были выстроены в торжественном ряду строго перед зданием. На праздничном митинге, посвященном открытию школы, присутствовали представители общественности города Майкопа, партийных организаций, учителя школ города и родители учащихся. На митинге выступили 3-ий секретарь горкома Колоненко, заместителем председателя горисполкома Москалев, председатель родительского комитета школы Смирнов, заведующий облоно Потоков, заведующий гороно Панеш, начальник строительства Аризманян, рабочие, директор школы С.С. Броницкий. Выступающие поздравляли учащихся и коллектив учителей с началом нового учебного года в новом здании. В заключении выступил директор школы С.С. Броницкий. Он заверил трудящихся г. Майкопа, что коллектив учителей приложит все силы к тому, чтобы воспитать из своих учащихся людей, вооруженных основами наук, коммунистической морали, любящих труд и умеющих трудиться, достойных строителей коммунистического общества. После митинга состоялся осмотр здания школы трудящимися. Таким образом, школа № 19 отпраздновал свое второе рождение. Это был первый этап в истории ее развития – это был еще один шаг вперед.

Первый день занятий.

1 сентября 1965 года в школе № 19, как и во всех школах страны, состоялся первый день знаний. Классы были празднично убраны. Учащиеся были распределены по классам, каждый ученик знал заранее свой класс, своего классного руководителя. Количество учащихся в школе составляло 1538 человек. «19 школа – одна из самых лучших школ города», - отзывались о своей школе ученики. Просторные светлые классы, учебные кабинеты оборудованы современной техникой. Для ребят были организованы различные кружки, проводились экскурсии, встречи с интересными людьми.

Это была центральная школа, и поэтому сюда приходили учиться из других микрорайонов, других школ. Существовали, так называемые, сборные классы. Эти классы обозначались буквой «Г», так как в них учились дети, пришедшие из других школ.

Педагогический коллектив

Стиль взаимоотношений. Методы и приемы работы.

В школе, конечно же, был создан новый педагогический коллектив. Это естественно для новой школы, в которой остались старые педагоги, но появились и новые молодые учителя. Таким образом, возник новый стиль взаимоотношений и новые методы работы. Учителям необходимо было притереться как с учителями – коллегами, так и с учениками. Тем не менее, здесь уже выработался свой почерк, свой почерк, свой стиль воспитания, свои традиции.

За всеми научными, техническими, творческими подвигами стоит школьный учитель. И именно школьный учитель научил детей любить свою Родину, свой народ, гордиться трудом рук человеческих.

Только второй месяц шел, как в средней школе № 19 проводились занятия, а уже начался большой поход за знаниями. И в этом походе у учеников впереди шли опытные руководители и воспитатели – И.И. Лут, А.Н. Колесников, Н.Г. Страхова, В.Н. Черняева, Р.К. Искра, В.И. Ткаченко, Н.Я. Дьяченко и другие. Все они являются лучшими педагогами, не жалея сил, передают свои знания ученикам.

Педагогический коллектив постоянно обменивался своим опытом. Например, Ю Г.Н. Елкин – он учитель физкультуры. Ночами и днями пропадал в школе. Организовал всевозможные спортивные соревнования. Давал рекомендации ученикам. Говорил, у кого какие способности и направлял в спортивные секции. Надежда Ивановна Аннина также с утра до вечера просиживала в школе. Она оставляла детей после уроков и занималась с ними дополнительно. Всех пыталась поднять на один уровень и это у нее хорошо получалось. Валентина Алексеевна Осыченко преподавала биологию. Она преподавала еще в старом здании школы. Была столь интересным собеседником, что всегда собрала вокруг себя детей.

Ольга Яколевна Маликова была преподавателем физики. Очень строгий, требовательный учитель, знающий свой предмет. Эти знания вложила в своих учеников. Многие из ее выпускников поступили в технические вузы.

В Софье Николаевне Кеменчетли сочетались качества бабушки, мамы и сестры. Со всеми своими проблемами обращались всегда к ней, и эти проблемы всегда были разрешены. Школа и вся школьная территория были сделаны ее руками. И, поэтому неудивительно, что в школе не было ни одного ученика, незадействованного где-либо.

«Дети полюбили школу»

Уже в первый год занятий накопился опыт, появились методические приемы. Некоторые из них целесообразны, некоторые нуждаются в осмыслении и перестройке. В основе эффективного обучения лежит формирования и углубление других отношений между учителями и учениками, а также внутри коллектива, а на их базе – воспитание всесторонне развитого человека. Учителя считали, что результат воспитательной работы зависит от умелого формирования нравственных черт ребенка, его чувства, воли, убеждений. Преподаватели пытались поставить дело так, чтобы добиться оптимального прогресса в развитии всех учащихся, учитывал при этом индивидуальные способности, качества и наклонности. Ведь учителю необходимо добиться, чтобы дети учились не ради отметок, а из желания узнать новое, чтобы они испытывали удовлетворение и наслаждение от умственной работы. Учителя начальных классов придерживались того мнения, что ученики должны много и охотно высказываться на уроках, смотреть, возражать и предполагать, так как это расширяет их кругозор, обогащает их внутренний мир. Под руководством С.С Броницкого и И.И Лута был организован методический участок для учителей. В нем можно было поработать, посоветоваться с коллегами. Именно там и зародилась хорошая традиция: «нашел что-то новое, интересное в своей работе – шли в методкабинет. Работа над общим развитием ребят убеждает в важности познания действительности не только по учебникам, как бы они ни были хороши.

«Внимание! Говорит школьный радиоузел. Начинаем нашу передачу…», - раздавалось на всю школу. Эти слова часто можно было услышать в Майкопской средней школе № 19. Для тех, кто увлекался ладно и электротехникой, здесь был оборудован специальный класс. Инициатором и руководителем этого интересного дела является бывший ученик школы, преподаватель физики Владимир Иванович Катков. Занимались в кружке, ученики знакомились с основами радиотехники и телевидения. Теоретические знания, полученные на уроке физики, подкреплялись на практике и изучали технику безопасности при использовании электричества. Ученики своими руками оборудовали школьный радиоузел, провели в каждый класс радио. Установлен был диспетчерский пункт. Достаточно было включить микрофон, чтобы через коммутатор переговорить с любым учителем, любого класса. Самые ответственные ученики проводили всевозможные передачи, объявляли победителей соревнований, объявляли о намечавшихся вечерах и многое другое.

Школьная жизнь

Многие учащиеся к  концу восьмого класса уже определяли свой путь в будущем, выбирали своего профессию, готовились к поступлению в институт. Но были и такие, которые не могли понять, какая профессия им больше нравилось. Чтобы помочь им выбрать профессию, педагогический коллектив проводил вчера под названием «Кем быть?» Впервые такой вечер прошел в средней школе № 19 4 декабря 1965 г. На вечер были приглашены врач – хирург, инженер – строитель, инженер – механик, летчик, артиллерист, юрист, рассказавшие школьникам обо всех трудностях и радостях своей профессии. Вечер прошел интересно и помог ученикам определиться с их будущей специальностью. Благодаря таким мероприятиям учащиеся и учителя становились ближе друг другу. Ученики чувствовали поддержку не только со стороны родителей, но и со стороны учителей, что способствовало прямому общению и отсутствию конфликтных ситуаций.

Большое внимание в школе уделялось военно-патриотическому воспитанию учащихся. Ребята часто встречались с участниками революции и участниками Великой Отечественной войны, с героями труда. Пионеры и комсомольцы собирали для комнаты боевой славы интересные материалы.

26 февраля 1966 года в школе состоялся праздник под девизом» «За что мы любим свою армию». Когда пионерские отряды встретились на линейке, со словами привета к ним обратились директор школы С.С. Броницкий, бывшая узница фашистского лагеря Равенсбрюк Т.В. Пигнатти. Она подарила ребятам газету пионеров Татарии. А бывший летчик А.Н. Обрезков передал пионерам модель снаряда, внутри которого впаяна горстка политой кровью земли с легендарной Малой земли.

После торжественной линейки состоялся строевой смотр. Парад принимал учитель – офицер Г.Н. Подварков. Отличную оценку получили учащиеся 5 «Д», 6 «В» и 4 «В» классов.

30 декабря 1965 г. в школе № 19 прошел первый в ее истории новогодний бал в начале вечера директор школы и учителя поздравили учеников с наступающим новым годом и пожелали успехов в учебе. Раздалась мелодия старого и, вместе с тем, всегда молодого вальса. Вокруг высокой стройно красавицы - елки кружились веселые, нарядные пары. Звучали стихотворения, песни, которые сменялись танцами. В воздухе кружились снежинки, мельком ленты серпантина. В конце бала был проведен парад костюмов. Бал закончился вальсом.

22 января 1966 года впервые в школе был поднят флаг КВН. Раздались звуки фанфар. На сцену вышли команды 9 «А» и 9 «Б» классов. С приветственным словом обратились друг к другу капитаны команд и начались соревнования в находчивости, ловкости и смелости. Были интересно представлены командами домашние задания. Ребята раскрыли в сатирической форме недостатки в поведении учащихся. Противники оказались достойными друг друга. Однако команда 9 «Б» класса проявила большую волю к победе и вышла победителем.

А 19 марта 1966 г. состоялся КВН, но только уже между двумя командами 9 «Е и 9»Д» классов. На сцене появились команды 9 «Е» класса – «пионеры», 9 «Д» класса – «малыши». «Малыши» приветствовали команду 9 «Е» класса песней «Топ-топ». Команды задали друг другу вопросы, так как у команды 9 «Д» класса вопросы были интереснее, они победил. Команда 9 «Д» класса показала, как вели себя на уроках некоторые ученики. Жюри подвело итог соревнования команд. Победила команда 9 «Е» класса.

С тех пор проводить КВН стало традицией в школе № 19. Ученики очень любили участвовать в играх. Это еще больше сплачивало коллектив. Команды пытались отличиться и благодаря этому удивляли с каждым разом новыми интересными сценками.

К тому же в школе из всех видов спорта наиболее был развит туризм. За 1965-1966 гг. было совершено 35 походов, в них участвовало около 1200 учащихся, 400 из которых были награждены значками «Юный турист», 200 учащихся – значками «Турист СССР».

С первых дней учебы 1965-1966 учебного года была создана команда туристов под руководством Н.А. Шунина. Весь год проходили тренировки,   а 8-9 мая команда школы № 19 впервые участвовала в туристическом слете. Это был областной слет туристов, на котором команды средней школы № 19 заняла 7 место. После слета ребята из команды, конечно же, решили больше тренироваться, чтобы на следующих соревнованиях занять одно из первых трех мест. В душе каждый, конечно, мечтал занять первое место, недаром же Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

Для участия в городском слете нужно было совершить шестидневный поход боевой славы. Свой поход школьная команда назвала «По следам Филипповской Армии».

Во время  похода ребята встречались с Н. Е. Наурзовым, Матершовым, Кривцовым, Щербиной, участниками знаменитых боев за советскую власть на Кубани. Собрав большой материал, команда вернулась в г. Майкоп. Началось оформление школьной краеведческой работы. Под руководством Н. Л. Шунина ребята делали стенды, составляли альбомы, схемы походов, оформляли комнату туриста. Кроме того, не прекращали тренировки по туристической технике, ориентированию.

20 июня комиссия определила по школам результатов краеведческой работы. Средняя школа №19 заняла 2-е место.

10 июля состоялось открытие 8го Краевого слета юных туристов Кубани. На торжественной линейке выстроились все команды. Команда-победительница 7го слета подняла флаг соревнований. Участников слета приветствовал адмирал черноморского флота местного гарнизона. Букеты разноцветных ракет взлетали над Малой Землей.

На следующий день началось напряженная четырехдневная борьба между сорока командами. И в этой тяжелой, упорной борьбе команда 19ой школы вышла победителем.

15 июля состоялось закрытие слета. Судья торжественно объявил, что команда школы №19 г. Майкопа заняла 1ое место. Команде вручили кубок, выпечку, путевку на поездку в столицу нашей страны в г. Москву.

Каждому члену команды И. Бессарабову, В. Бахмат, В. Шевченко, В Емельянову, Е. Дунаеву, А. Чередниченко, Г. Чериобаевой, А. Королевой, А. Максимовой, Е. Смирновой были вручены грамоты и выдана лента чемпиона.

Но все когда-либо заканчивается. И вот, 25 мая во всех восьмилетних и средних школах Адыгеи для 6824 восьмиклассников и3369 десятиклассников, торжественно прозвучал последний звонок.

Новое здание средней школы № 19 в утренних лучах майского солнца. По-праздничному нарядны все школьники. Море цветов. Она немножко наводило на грусть. Потому что цветы в этот день стали символом предстоящего прощания с детством, с друзьями со школой. Вот и наступает церемония звонка на последний урок. Лучшие выпускники передали знамя младшим товарищам.

Приветственная речь директора школа С. С. Брошникого, добрые пожелания первоклассников-все это закончилось надолго. Еще не раз выпускники будут вспоминать те прекрасные школьные годы.

Но уже 3 февраля в школе состоялся вечер встреч с выпускниками. Такой вечер в школе №19 проводится впервые, потому что выпускники, пришедшие на эту встречу первые выпускники школы.

Радостной была встреча учителей со своими бывшими учениками. Торжественная часть прошла в непринужденной обстановке. Приветственное слово своим, уже гостям, произнесла ученица 10 Б класса Бабинец Т. От имени будущих выпускников она сказала, что если постарается сдать экзамены в школе, а затем, также, как и первые выпускники, выдержать вступительные экзамены в вузы.

Потом выступали сами выпускники. Первой выступила А. Ященко. Она говорила от имени всех учеников бывшего 10б класса и благодарила своего классную руководительницу Е. А. Вобн за ее теплое, дружеское, а порой и требовательное отношение к ним.

«Я буду говорить от имени тех, кто работает»- с этими словами на сцену поднялся А. Косько. Он рассказал, где работал, и с какими трудностями ему приходилось сталкиваться на производстве.

О. Свинарева рассказывала, в какой институт она пришла и кем будет после окончания института.

После выступлений, всеми с большим интересом был просмотрен фильм «Последний звонок», снятый одним из учащихся на торжественной линейке посвященной окончанию средней школы учениками десятых классов.

Вечер закончен вручением медалей медалистам.

Подводя итоги данной работы, можно сделать соответствующие выводы о том, что благодаря успешному сотрудничеству и взаимодействию педагогов и учеников школа вышла на лидирующие позиции. Из документальных свидетельств видно, что каждой день в школе был частыми интересными событиями. Внеурочные мероприятия приводили к сплочению коллектива. Школа занимала одну из главных ролей в жизни учеников, т.к. воспоминания бывших учеников свидетельствуют о том, что школа воспитала из них всесторонне развитых людей.

Т.к. нет никакой литературы, которая могла бы дать необходимые сведения, вся опора шла на воспоминания участников каких-либо событий. Воспоминания и школьный архив-это, существующие два источника, которые могут дать сведения о происходившем в 1965-1966гг.

Таким образом, я выяснила, как происходило открытие школы со слов участников торжественного митинга, посвященного открытию школы.

С таким же усилием были собраны сведения о педагогическом составе коллектива. В приложении 3 находится список всего педагогического коллектива. В пункте 3.1, в котором говорится о стиле взаимоотношений и методах и приемах работы, даны краткие характеристики преподавателей, записанные со слов учеников этих преподавателей. Это наиболее запомнившиеся учениками личности.

Таким образом, общими усилиями и общим стремлением, учителями в первый год существования школы был накоплен опыт, который позволил сделать первые шаги в предстоявший школе большой путь.

 

 

  Free joomla themes

Наши лучшие!

dsc08790.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 38 гостей онлайн