Главное меню

Урок русского языка "Грамматическая основа предложения"

Цели и задачи урока:

 

Цель:Создать условия для формирования представлений о грам- матической основе предложения.

Задачи:

- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

- Учить составлению предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

- Воспитывать любовь к природе.

 

Оборудование:

- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

- М/м проектор, презентация по теме;

- Шрифт «Прописи» для установки на компьютер.

Ход урока – путешествия.

Перед уроком. На стене дерево, ученик должен повесить кленовый листок в цвете его настроения. Желтый листочек-готов к уроку и находится в ожидании работы, зеленый цвет-настроение нейтральное, красный листок-неготовность и нежелание работать на уроке, причиной нежелания является плохое настроение.

IОрг. момент.

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

 

Послушайте стихотворение Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Елена Благинина «Осень» (читают подготовленные ученики).  Слайд 2

Если встанешь на заре

крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится,

долго лист кружится.

Если выйдешь поутру –

галки стынут на ветру…

Вьются над парами

вслед за тракторами.

Разгуляется денёк,-

в полдень сядешь на пенёк,

смотришь - на припёке

прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

пахнет горькая полынь,

тянет мёдом, мятой

и травой примятой.

Только этому не верь…

Осень всё-таки теперь!

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

Если выйдешь ввечеру –

галки стынут на ветру,

длинно тень ложится,

долго лист кружится.

 

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока  (на доске)

« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»         (М. Горький)

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

- А вы хотите стать сильнее? (Да) 

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

 

IIМинутка  чистописания.

- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, классная работа)

- В стихотворении вы слышали строку: «пахнет…травой примятой». Нарисуем буквы – травинки в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе.  Слайд 3.

_____________________________________

_____________________________________

 

IIIСловарная  работа.

 

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

 Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. (В строчку, первое слово с заглавной буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 4.

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 5.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 6.

 

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?

             (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

 

IV. Сообщение темы и цели урока.  Слайд 7.

- Продолжаем наблюдать за природой осенью.

- Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к   дер.ву. 

- Объясните написание пропущенных букв.

  (сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)

- Запишите.

- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.(алгоритм нахождения основы предложения)

- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

- Что говорится о сороке? (летит)

- Задайте вопрос хором:   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член пр-я, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемоеглавные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль

VУпражнение в нахождении грамматической основы.

- Мы отправляемся в воображаемый лес.

     Осенний лес пылает яркими красками  рябина украсилась алыми  гроздьями  ягод  в октябре деревья теряют свой наряд  пёстрый ковёр из опавших листьев шуршит под ногами  опавшие листья надёжно укрывают землю от  морозов.

- Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (1 слово в пр-и пишется с большой буквы, в конце пр-я стоит точка, или !? знаки)

 

- Прочтите 1 пр-е. Найдём грамматическую основу.

   (В предложении говорится о лесе; ЧТО? лес ЧТО ДЕЛАЕТ? пылает). Спишите.

   Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

  (Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

   Проверка.

Ф/м

- А теперь мы отдохнём и совершим прогулку по лесу. Встали.

«Прогулка в лес».

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Дальше по лесу идём –

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем.

Прыгать будем мы смелее.

1-2, 1-2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим –

На носочках пробежим.

Зайка скачет в чистом поле,

Хорошо скакать на воле!

Помахали мы зайчишке –

непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

VIIСоставление предложений по схемам с опорой на картину.

 

- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину.  – Что вы видите?  Слайд 8.

(Учитель: « На картине весна!»

 Дети не согласны.И должны доказать, что это осень).

- Какое время года?

- Как изменились деревья? 

- Что растёт в лесу?

- Чем заняты дети?

- Что происходит на поле?

 

- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.  Слайд 9. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

- Какой вопрос задан к сказуемому?

что?   что сделала?.   Осень наступила.

что?   что сделал?      Урожай созрел.

что?   что делают?     Машины работают.

что?   что делают?.     Грибы растут.

кто?    что сделали? целые корзины.  Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.(Чем первое предложение отличается от второго?)(распространенное, доказать, что данное предложение распространенное)

Проверка. Слайд 10.

Итак, предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.(вспомнить: одно слово-предложение)

VIIIТворческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

- Вспомним, какая погода бывает осенью./Задание на доске./

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы.

Слайд 11.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

 

- Прочтите, что получилось.

- Находим главные члены предложения.

Слайд 12.(предложения открываются поочерёдно, по щелчку)

 

IXПисьмо под диктовку. /Дополнительный материал/

 

- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

 

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой.

XИтог урока.

 

- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 13.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)  Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

Рефлексия .Слайд 15 (На партах смайлы без улыбки)

Я могу пользоватьсяалгоритмом нахождения грамматической основы предложения и могу его объяснить одноклассникам.

 Я понял, алгоритм нахождения грамматической основы предложения,  но не уверен, что объясню другому.

Я не совсем понял,алгоритм нахождения грамматической основы предложения.

Рефлексия настроения.Каждый пришел на урок со своим настроением, поэтому наше дерево на доске выглядит так нарядно. Так и у природы, нет плохой погоды!

Оценка учащихся.

XI  Д/З упр. 115.

 

 

Наши лучшие!

dsc08739.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 16 гостей онлайн