Главное меню

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ХИМИИ в 2017 году

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) выявило противоречие между новыми целями образования и традиционной школой. Это противоречие показало несоответствие как традиционной технологии преподавания предметов естественно-математического (в том числе химии), так и методики оценивания планируемых результатов обучения, которые в соответствии с ФГОС включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты

Другой проблемой, заставляющей учителя искать новые технологии обучения и контроля, является снижение мотивации к обучению, одной из причин которого, вероятно, является и то, что нынешние ученики – это дети поколения «Z». Эти дети «живут» в Интернете и, как следствие, легко поддаются манипулированию. Они гиперактивны, агрессивны в подростковом и юношеском возрасте, не нацелены на чтение, но нацелены на науку и искусство, способны к многозадачности, но при этом рассеянны, обладают клиповым мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике

Сильными сторонами поколения «Z» являются: эффективное использование технологий, быстрый поиск информации, ответственное отношение к использованию ИКТ и информации. Вместе с тем у них недостаточно развиты навыки критического мышления, она испытывают трудности при анализе данных, планировании действий и принятии решений. Для этих детей лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Изменения в подходах к обучению детей поколения «Z» связаны с увеличением скорости обучения, умением заинтересовать, системой поощрений.

Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она  обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

В лицее эта работа осуществляется на занятиях элективного курса (9кл-Рабочая программа  элективного  курса «Введение в научно-исследовательскую работу» и 11кл -Рабочая программа элективного  курса «Решение задач повышенной сложности»)

Цель проекта: формировать у учащихся УУД

-личностные (самоопределение, смыслообразование,

-познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями,     выполнение логических операций):

-регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

-коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Перед  учителем  химии,  работающим  в  условиях  реализации  новых

образовательных  стандартов,  стоит  задача  переосмысления  приоритетной  цели обучения  и  способов  ее  достижения.  Результатом  образования  должно  стать личностное  развитие  школьника  на  основе  освоения  им  универсальных  способов познания.  Решение  поставленных  задач  предполагается  в  увеличении  объема самостоятельной  работы  учащихся;  в  практикоориентированной  направленности содержания;

 как пример – рассмотрим задачи, формирующие универсальные учебные действия▲◊*

Задание: «Между какими ионами произойдет взаимодействие? Составь уравнение реакций» 

Во-первых, задание, представленное в виде рисунка, позволит быстрее привлечь внимание современного подростка, у которого форма преобладает над содержанием.

Во-вторых, это задание позволяет проверить не только умение составлять сокращенные ионные уравнения реакций, но такие метапредметные УУД, как анализ, синтез, подведение под понятие, классификация; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму и др

Задача  ▲◊

Почему волос начинает седеть от корня?

Научно-популярная  информация-подсказка.

Цвет  волос  определяется  содержанием   них особых пигментов – меланинов (от греч. melanos–  черный).  Предшественником  биосинтеза меланинов  является  аминокислота тирозин, входящая  в  состав  большинства  белков. Дефицит  тирозина  в  организме  приводит  к уменьшению  продукции  пигмента.  Обычно количество  пигмента  уменьшается  сначала  в волосяной  луковице,  поэтому  волос  начинает седеть от корня.

Задание.  Установите  молекулярную  формулу тирозина,  недостаток  которого  способствует появлению  седины,  если  массовые  доли элементов  в  нем  составляют:  С  -  59,7%;  Н  – 6,0%; N – 7,8 %; О – 26,5 %; Мr = 181.

(Ответ: C9H11NO3.)

Творческое  заданиеВыполните задание ▲◊☺*

а)  Используя  данные  табл. 

Элемент

Доля атомов

С 

59,7%; 

Н 

6,0%;          

N

7,8 %;

О

26,5 %;

  изобразите  в  виде  секторной  диаграммы

Таким образом, вызовы, стоящие перед современным учителем (мы перечислили лишь некоторые из них), требуют ревизии существующих в его арсенале технологий не только обучения, но и контроля и тщательного отбора наиболее эффективных из них, причем первичным, на наш взгляд, должен быть выбор методов и средств контроля, которые автоматически приведут и к выбору адекватных технологий обучения.

Следующей формой работы является подготовка к ЕГЭ, осуществляемой в рамках элективного курса 11 класса, начинается она с анализа методических рекомендаций типичных ошибок участников ЕГЭ по химии.

( презентация)

СЛАЙД 3

Контрольные измерительные материалы, которые использовались при проведении ЕГЭ по химии в 2016 году, по своей содержательной основе, структуре и типологии заданий были аналогичны КИМ 2015 года. Однако в КИМах по химии 2017 года произошли существенные изменения.

В экзаменационной модели ЕГЭ 2017 года предприняты следующие изменения.

1. Принципиально изменён подход к структурированию части 1 экзаменационной работы. В отличие от экзаменационной модели прошлых лет структура части 1 работы включает в себя несколько тематических блоков, в каждом из которых представлены задания как базового, так и повышенного уровней сложности. Внутри каждого тематического блока задания располагаются по нарастанию того количества действий, которое необходимо для их выполнения. Тем самым структура части 1 экзаменационной работы в большей мере соответствует структуре самого курса химии. Такое структурирование части 1 КИМ, по мнению разработчиков, должно помочь экзаменуемым во время работы более эффективно сконцентрировать своё внимание на выполнении заданий, проверяющих усвоение учебного материала определённого раздела курса химии.

2. Произошли заметные изменения в подходах к конструированию заданий базового уровня сложности. Это задания:

- с единым контекстом,

- с выбором двух верных ответов из пяти, трёх из шести,

- задания «на установление соответствия между позициями двух множеств»,

- расчётные задачи.

3. Уменьшено общее  количество заданий с 40 (в 2016 г.) до 34. Это осуществлено преимущественно за счёт упорядочивания оптимального количества тех заданий, выполнение которых предусматривало использование аналогичных видов деятельности. Примером таких заданий, в частности, являются задания, ориентированные на проверку химических свойств солей, кислот, оснований, условий протекания реакций ионного обмена.

4. Изменена шкала оценивания некоторых заданий, что, в свою очередь, изменило первичный суммарный балл за выполнение работы в целом. Максимальный первичный балл за выполнение работы в целом составит 60 баллов  (вместо 64 баллов  в 2016 году).

СЛАЙД 4. Пример 1

Анализ результатов выполнения задания на проверку усвоения знаний об электролизе растворов и расплавов солей в течение прошлых лет показывает, что  с такими заданиями выпускники справлялись достаточно хорошо (средний процент выполнения в 2015 году – 80,5%). Однако некоторое изменение привычной формулировки условия задания привело к значительному снижению среднего процента выполнения задания (67%).

На протяжении нескольких предыдущих лет в условии подобных заданий шла речь о процессе, который протекает на одном из электродов – катоде или аноде. Теперь же предлагается установить соответствие между названием вещества и электролитическим способом его получения.

 

СЛАЙД 5. Пример 2

Следующий блок заданий – это задания, ориентированные на проверку такого важного элемента содержания, как «взаимосвязь различных классов неорганических веществ». По сравнению с результатами 2015 года обращают на себя внимание сравнительно низкие результаты выполнения заданий как базового, так и высокого уровней сложности. Объяснением этого факта может служить изменение формата предъявления задания в работе 2016 и 2017 годов.

 

СЛАЙД 6. Пример 3

В работе 2016 года усвоение такого элемента содержания, как «химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокис-лот», было проверено только с помощью заданий базового уровня сложности в отличие от экзаменационной работы 2015 года, где этот элемент содержания проверялся с помощью заданий повышенного уровня сложности. Тем не менее, выпускники 2016 года всё же показали сравнительно низкий процент выполнения этих заданий, т. е.  даже с помощью заданий базового уровня сложности можно дифференцировать экзаменуемых по уровню усвоения данного элемента содержания.

Такие результаты свидетельствуют

- о недостаточном усвоении понятия «дипептид»,

- а также о недостаточно прочно сформированных знаниях химических свойств аминокислот и аминов.

СЛАЙД 7. Пример 4

Изменение формата задания, ориентированного на проверку усвоения знаний взаимосвязи органических веществ, также сказалось на снижении результата их выполнения по сравнению с подобными заданиями в работе 2015 года. Наибольшее количество ошибок экзаменуемые допустили при выборе вещества Y. Это свидетельствует о недостаточно прочно усвоенных знаниях о способах получения гомологов бензола. 

 

СЛАЙД 8, 9

Среди заданий повышенного уровня сложности, которые проверяли усвоение элементов содержания этого блока, наиболее сложными оказались задания следующих видов. 

Пример 5

 

Это задание имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер. При его выполнении необходимо применить не только теоретические знания химических свойств веществ, но и умение планировать и проводить химический эксперимент. Выпускники недостаточно прочно овладели навыками экспериментальной работы по изучению свойств веществ и проведению химических реакций.

Пример 6

При выполнении задания необходимо применить знания химических свойств веществ, которые приведены в условии задания, а также учесть условия проведения этих реакций.

 СЛАЙД 10. Пример 7

Среди заданий базового уровня сложности наиболее низкий средний процент выполнения имеют задания, ориентированные на проверку знаний о природных источниках углеводородов, высокомолекулярных соединениях, способах их получения с помощью реакций полимеризации и поликонденсации.

Это задание имеет практико-ориентированный характер. Из уроков химии обучающимся известно, что полимеры на основе фенолформальдегидной смолы широко применяются как в технике, так и в быту. Однако результаты выполнения задания свидетельствуют о недостаточно прочном усвоении знаний о составе и способах получения этого высокомолекулярного вещества.

 СЛАЙД 11. Пример 8

Особая роль отводится расчётным задачам, решение которых предусматривает:

- проведение системного анализа условия задания,

- глубокое понимание химической сущности процессов, о которых шла речь в условии заданий,

- сформированность умения выстроить алгоритм проведения вычислений на основе выявления взаимосвязи различных физических величин.

Решение:

Охарактеризуем поэлементно возможный вариант развёрнутого ответа к этому заданию.

1) Записаны уравнения реакций:

2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O

NaHCO3 + HCl = NaCl + CO2 + H2O

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O

2) Рассчитано количество вещества соединений в твёрдом остатке:

n(CO2) = V / Vm = 4,48 / 22,4 = 0,2 моль

n(Na2CO3) = n(CO2) = 0,2 моль

m(Na2CO3) = n ∙ M = 0,2 ∙ 106 = 21,2 г

m(NaHCO3 остаток) = 63,2 – 21,2 = 42 г

n( NaHCO3 остаток) = m / M = 42 / 84 = 0,5 моль

3) Вычислена масса прореагировавшей соляной кислоты и масса хлорида натрия в конечном растворе:

n(HCl) = 2n(Na2CO3) + n(NaHCO3 остаток) = 0,2 ∙ 2 + 0,5 = 0,9 моль

m(HCl) = n ∙ M = 0,9 ∙ 36,5 = 32,85 г

m(р-ра HCl) = 32,85 / 0,2 = 164,25 г

n(NaCl) = n(HCl) = 0,9 моль

m(NaCl) = n ∙ M = 0,9 ∙ 58,5 = 52,65 г

4) Вычислена массовая доля хлорида натрия в растворе:

n(CO2) = n(Na2CO3) + n(NaHCO3 остаток) = 0,2 + 0,5 = 0,7 моль

m(CO2) = 0,7 ∙ 44 = 30,8 г

m(р-ра) = 164,25 + 63,2 – 30,8 = 196,65 г

ω(NaCl) = m(NaCl) / m(р-ра) = 52,65 / 196,65 = 0,268, или 26,8%

 СЛАЙД 12. Пример 9

Содержание условия и формат предъявления данного задания в работе 2016 и 2017 годов аналогичны этим же заданиям в работе 2015 года. При выполнении задания необходимо:

- определить молекулярную формулу органического вещества,

- установить структурную формулу этого вещества на основании его химических свойств, описанных в условии задания,

- составить уравнение одной из характерных химических реакций.

Для выпускников являются по силам лишь некоторые виды расчётов, но немногие из них могут установить молекулярную формулу органического вещества на основании проведённых вычислений.

 

СЛАЙД 13, 14, 15, 16.   РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ

 

В связи с изменениями в структуре КИМ ЕГЭ по химии в 2017 году, наряду с целенаправленной работой по систематизации, обобщению и повторению пройденного материала, рекомендуется использовать задания, которые в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания в различных учебных ситуациях. В частности, это задания, ориентированные на проверку умений:

- классифицировать неорганические и органические вещества,

- описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса.

Рассмотрим особенности подходов к выполнению этих заданий на конкретных примерах. 

Пример 10

Выполнение этого задания необходимо начать с актуализации знаний о том, наличие каких классификационных признаков в составе веществ нужно установить, чтобы дать верный ответ. В данном задании идёт речь о признаках класса кислот. К кислотам относят вещества, в составе которых в качестве катионов присутствуют только ионы водорода. Этому критерию соответствуют веществами под цифрами 1, 4 и 5.

Пример 11

Анализ условия задания предполагает определение общих свойств у магния и фосфора. Характеризуя свойства каждого из веществ, определяем, что как магний, так и фосфор могут быть восстановителями. Следовательно, они способны реагировать с веществом-окислителем. Среди вариантов ответа выбираем ответ 1 (конц. азотная кислота), так как соляная и разб. серная кислоты не смогут окислить фосфор. Раствор гидроксида калия не проявляет окислительных свойств.

Пример 12

Выполнение этого задания предполагает комплексное применение знаний о классификации неорганических веществ и их свойствах в системе. Так, оксид кальция является оснόвным оксидом, поэтому может взаимодействовать с водой, кислотным оксидом и кислотой (ответ 5). Сера – неметалл, который может окисляться кислородом и азотной кислотой, а также реагировать со щёлочью (ответ 2). Гидроксид цинка – амфотерный гидроксид, поэтому реагирует со щёлочью и кислотами (ответ 3). Кислая соль гидрокарбонат калия способна взаимодействовать со щёлочью и кислотами, которые сильнее угольной кислоты. Здесь также подходит ответ 3.

Пример 13

Рассмотрим задание на комплексное применение знаний из различных разделов курса.

Выполнение этого задания потребует применения знаний о свойствах веществ во взаимосвязи с экспериментальными навыками проведения реакций между этими веществами. Реакция ионного обмена между стеаратом натрия и хлоридом кальция протекает до конца, так как в результате образуется нерастворимая соль – стеарат кальция, который представляет собой белый осадок (А – 3). Этаналь окисляется раствором перманганата калия в кислой среде, при этом образуется растворимая соль марганца, поэтому будет наблюдаться обесцвечивание раствора перманганата калия (Б – 2). Между бутеном-2 и бромной водой происходит реакция присоединения, в результате наблюдаем обесцвечивание бромной воды (В – 2). Реакция нейтрализации муравьиной кислоты гидроксидом натрия сопровождается образованием воды, поэтому видимых признаков реакции наблюдаться не будет (Г – 5).

ИТОГ

Таким образом, развитие экзаменационной модели КИМ ЕГЭ 2017 года в рамках тех ведущих направлений, начало которым было положено в 2016 году, требует от нас, учителей, совершенствования технологий обучения в следующих направлениях:

- усиление деятельностной основы и практико-ориентированной направленности содержания урока с учётом характера требований ФГОС к результатам освоения программы по химии для средней школы;

- повышение личностно-ориентированной направленности содержания урока.

Следствием изменений в технологии обучения должно стать повышение уровня сформированности ряда предметных и метапредметных умений, которые являются важным показателем успешности усвоения предмета. Речь идёт, в частности, о таких универсальных учебных действиях, как:

- умение применять знания в системе, сочетать знания о химических процессах с пониманием математической зависимости между различными физическими величинами,

- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной и учебно-практической задачи и др. 

 

 

Наши лучшие!

dsc08795.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 16 гостей онлайн