Отчет об инновационной деятельности . Русский язык

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Город Майкоп"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №19»

Отчет по реализации проекта

«Реализация образовательных технологий деятельностного типа в условиях преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Математика» в начальной школе

Тема «Реализация образовательных технологий деятельностного типа для социализации личности обучающихся начальных классов в условиях реализации учебного предмета «Русский язык»

С 1.09.2015 г. в МБОУ «Лицей №19» г.Майкопа функционирует направление инновационной деятельности «Реализация образовательных технологий деятельностного типа в условиях преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Математика» в начальной школе. Тема проекта «Реализация образовательных технологий деятельностного типа для социализации личности обучающихся начальных классов в условиях реализации учебного предмета «Русский язык» (далее - Проект).

В своей деятельности сотрудники лицея руководствуются положением о том, что работая в условиях ФГОС, необходимо создание условий для формирования личности, соответствующей национальному воспитательному идеалу. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[1].

В рамках реализации проекта реализуется технология развития критического мышления.

Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:

·                    Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

·                    Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

·                    Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

·                    Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.

КРИТЕРИЙ 1

«Оценка ресурсной обеспеченности процесса реализации Проекта»

1.1.Документальное обеспечение

В МБОУ «Лицей №19» в наличии локальные акты, регламентирующие воспитательно- образовательную деятельность в ОУ:

 – Наличие в ООП НОО Программы «Русский язык»;

 – Должностные инструкции педагогических работников;

– Положение об инновационной деятельности.

 

1.2. Кадровое обеспечение

Реализовывали Проект педагоги уровня начального общего образования, имеющие вид образования:

 – средне-специальное профессиональное- 1.

–высшее профессиональное- 12.

– с ученой степенью -1;

ü   количество педагогов, повысивших квалификацию по актуальным вопросам начального общего образования:

–  на уровне учреждения- 13;

– на региональном уровне- 13;

ü   количество педагогических работников, сопровождающих воспитательный процесс в ОУ, имеющих квалификационные категории (1-4 классы):

– высшую - 8;

– 1 категорию 3.

Классные руководители в работе по реализации Проекта руководствовались следующими принципами:

 

Принцип

Описание

Свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с условием право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Открытости.

1) Не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами решения которые, лежат за пределами изучаемого курса.

2) использовать в обучении открытые задачи.

Деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

Обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

 

Реализация Проекта по годам обучения

Года обучения

Классы

2015-2016 уч.г.

1-е

2016-2017 уч.г.

2-е

2017-2018 уч.г.

3-и

2018-2019 уч.г.

4-е

 

 

КРИТЕРИЙ 2

«Методическое обеспечение»

2.1.Методический инструментарий

В качестве технологии деятельностного типа в лицее в рамках Проекта реализуется технология развития критического мышления средствами чтения и письма.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ– это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника.

Критичность ума– это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все предположения и выводы.

Особенностью данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А « Осмысление» - это часть урока, посвящённая изучению нового материала.

И третья стадия «Рефлексии»  есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несёт  технология критического мышления?

Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.

Например,

При изучении темы «Имя существительное» в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ , затем ребята, в течении 1-2 минут фиксируют всё, что им известно об имени существительном. После, в форме игры «Аукциона знаний» назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Всё фиксирую на доске.Белым мелом учитель записывает всё, что знают дети, а то что узнают в течении урока записывается цветным мелом.  Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера( пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Тема « Приставка,,,» Дети фиксируют  знания имеющиеся у них о приставке.



[1] Данилюк А.Я. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков.-М.: Просвещение, 2009.- 24 с. 

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности. Учащиеся могут при составлении кластера найти непонятные  им явления, что может создать проблему на уроке, требующую разрешения.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

Использование подобных кластеров способствует развитию у учащихся системного мышления, умению рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Приём «Верные, неверные высказывания».

 Учащиеся записывают в тетрадь в левую колонку номера «верных» высказываний, а в правую – «неверных» высказываний.

 

 
   

Например, учитель предлагает вопросы по теме  « Текст»:

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текс обязательно имеет заголовок

5. Текс не всегда имеет заголовок

6. текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть не большим по объёму

8. Текс может состоять из нескольких частей

9. Текст всегда состоит из одной части

Верные ответы:

 

                3,5,7,8                                               1,2,4,6,9

 

Правильные ответы, учитель заранее пишет на обратной стороне доски. Используется приём самопроверки и рефлексии. Дети самостоятельно оценивают результат своей работы.

 

Справился полностью 

Есть ошибки              

Надо повторить пройденный материал      

 

Приём « Дерево предсказаний»

На своих уроках я использую приём « Дерево предсказаний».

Задаётся прямой вопрос: « Что надо сделать чтобы не допускать ошибки в правописании приставок на С, З? Как научиться правильно строить свою речь? Для чего изучать орфографию? Что надо сделать, чтобы в будущем писать без ошибок?

Ребята отвечают  всё, что они думают по данной проблеме, опираясь и доказывая своё мнение на уже имеющиеся у них знания.

 

Приём « Корзина идей»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок « КОРЗИНА», в которую условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в следующем порядке:

1.                Задаётся вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

2.                Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает ( строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).

3.                Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Время на обсуждение не более 3 минут. Эти обсуждения должны быть организованными, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

4.                 Далее, каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

5.                Все сведения кратко, в виде тезисов записываются учителем в «корзину» идей( без комментариев» даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

6.                Все ошибки  исправляются  далее, по мере освоения новой информацией.

Технология КМ предлагает методический приём, известный как ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Авторы Воган и Эстес,1986 г).

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить  с рядом маркировочных знаков и предложить их ставить на полях в процессе чтения текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения.

Пометки могут быть следующими:

«!» - я это знал ( информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.

«+» - новое для меня ( ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом).

« -« - вызывает у меня сомнения ( эта информация идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями)

«?» - вопрос ( отмечается то, что осталось у ученика непонятным и требует дополнительных сведений)

Аналогичная работа проводится в процессе списывания текста или после написанного диктанта. Дети на полях графически обозначают орфограммы:

-               - безударная гласная, в корне слова

// - парная согласная в слове

  - правописание приставок

 - -правописание суффиксов

А – имя собственное

И  тд.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой информации .На практике, ученики просто пропускают то, что не поняли. А в данном случае, маркировочный знак обязывает их быть внимательнее, и проявить интерес, задать вопрос  и самостоятельно найти ответ на непонятный факт. Знак « вопроса» стимулирует ученика к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они знают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ у учителя на следующем уроке.

Главная задача стадии осмысления – поддержать активность, созданную во время первой стадии вызова. На этой стадии осуществляется критический и сравнительный анализ и синтез.

Приём « Тонкие и толстые вопросы»

    Толстые                                                      Тонкие

Объясните, почему?                                     Кто?

Почему вы так думаете?                            Что?

Предположите, что будет если?             Верно ли?

 

 

Приём составления маркировочной таблицы:

                        З

 

               Х

                 У

 

 

 

В данную таблицу, необходимо заносить сведения и факты только своими словами, не цитируя учебник или текст,  предложенный в учебнике. Данный приём позволяет учителю  проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то предложить детям завершить работу дома.

Пример:

                  З

                Х

                    У

        Слова признаки

 Отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

Каким членом предложения являются, как подчёркиваются в предложении

Слова признаки отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое?какие? в предложении является второстепенным членом и подчёркивается волнистой линией

 

Завершающим этапом является стадия рефлексии(размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, работа ведётся в парах, индивидуально, группами. Возможно заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям. Написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант и тд.

 Приём « Написание синквейна»

В переводе с французского слово « синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам  Синквейн – мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий  и информации, развития речи, он позволяет научить школьников излагать  личное отношение к тому, или иному понятию .Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.

Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать 2 прилагательных раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза т обобщения понятий и информации.

Задания могут быть различными: составить синквейн, определить тему синквейна ( слова в первой строке), составить рассказ по готовому синквейну, найти ошибку.

Из представленных синквейнов учителю видно, кому данная тема понятна, а кому нет.

Рефлексию можно провести с применением опоры:

Сегодня на уроке я узнал…

В группе работать мне было…., потому что…

Помогал мне…

Мешал мне…

Пример синквейна:

     Имя существительное

Собственные   нарицательные

Называют   именуют  указывают

Без них не понятно о чём речь

                 предметное

 Для того, чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность учащихся, использую приём « Архивариус». Учащиеся получают домашнее задание « любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ. Например, « Являются ли однокоренными слова:  отцовский, Отечество, Отчизна. Тебе помогут словари ( орфографический, словообразовательный). Или: узнай значение слово «житница» и откуда в русский язык пришло это слово. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование – указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, добытая из энциклопедий, справочников, словарей и художественной литературы.

Использование на уроках ТРКМ  учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.

КРИТЕРИЙ 3.

«Эффективность реализации Проекта»

         Исследование уровня достижения планируемых результатов представлений в рамках Проекта проводилось в несколько этапов:

- констатирующий этап;

- формирующий этап;

- промежуточный этап.

         На констатирующем этапе провели стартовую диагностическую работу,

По результатам констатирующего исследования получили данные, представленные в таблице 1.

Таблице 1.

Уровни

Классы

К-во обуч/%

 

1/100 (2015 -2016 уч.г.)

2/100(2016 -2017 уч.г.)

 

этап

этап

 

К*

П*

Э*

П (начало года)*

П*

(апрель, 2017 г.)

Э*

Высокий

28

30

˃2

30

35

˃5

средний

62

59

˂3

59

57

˂2

низкий

10

9

˂11

9

8

˂1

К*- констатирующий этап;

П*- промежуточный этап;

Э*- эффективность.

 

Наглядно данные представим на рисунке 1 .

 

На данном этапе реализации проекта установлена эффективность проделанной работы.

Результаты деятельности обсуждались на заседаниях методических объединений (1 раз в четверть),  на муниципальных педагогических чтениях (март, 2017 г.).

 

  Free joomla themes

Наши лучшие!

dsc08680.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 23 гостей онлайн