2.3. Программа духовно-нравственного развития

1- IVклассы

Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образо­ва­тель­ный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­рушениями) в духе любви к Ро­ди­не, уважения к культурно-историческому наследию сво­его народа и своей страны, на фор­ми­рование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачидуховно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры

·        формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; 

·        формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

·        формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;

·        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формированиясоциальной культуры

·        воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

·        формирование чувства причастности к коллективным делам;

·        развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

·        укрепление доверия к другим людям;

·        развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

В области формированиясемейной культуры

·                   формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

·                   формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.

         Основные направления духовно-нравственного развития

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Общие задачи духовно-нравственного развития обу­ча­ю­щи­х­ся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно свя­занным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями виды и формы деятельности в зависимости от возраста обучающихся и от их особых образовательных потребностей и возможностей.

В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он пред­полагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственноеразвитие обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя ор­ганизацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.

Содержание различных видов деятельности обу­ча­ю­щихся с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) должно интегрировать в себя и предполагать фор­ми­рование за­ло­жен­ных в программе духовно-нравственного развития общественных иде­а­лов и це­н­но­с­тей. 

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сло­ва учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся ис­пы­тывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отно­ше­ний между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного раз­вития детей.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребён­ку первый при­мер нравственности. Пример окружающих имеет огромное зна­чение в нравственном ра­звитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями).

Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также мно­же­с­т­вом при­меров духовно-нравственного поведения, которые широко пред­с­та­в­лены в оте­че­с­т­ве­н­ной и мировой истории, истории и культуре традиционных ре­ли­гий, истории и духовно-нра­вственной культуре народов Российской Фе­де­ра­ции, литературе и различных видах ис­ку­сства, сказках, легендах и ми­фах. Важно использовать и примеры реального нра­в­с­т­ве­н­но­го поведения, ко­то­рые могут активно противодействовать тем образцам циничного, амо­раль­но­го, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и при­в­ле­кательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и дру­гие источники информации.

Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интел­лек­ту­аль­ны­ми нарушениями) лежит в ос­но­ве их «вра­стания в человеческую культуру», подлинной со­ци­ализации и ин­теграции в общество, при­звано способствовать преодолению изоляции про­блемного детства. Для этого не­об­хо­ди­мо формировать и стимулировать стре­мление ре­бён­ка включиться в посильное решение про­блем школьного кол­лектива, своей семьи, села, го­рода, микрорайона, участвовать в со­в­мес­т­ной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

В процессе реализации программы в Лицее применяются основные положения и принципы законы адыгского народа «Адыгэ Хабзе».

Основными из них являются:

«Честь. Нет ничего дороже чести (напэ) для ведающего Хабзэ. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день, хотя потерять их можно за один миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, цени честь и оберегай её. Можно пожертвовать жизнью и заработать честь, но никогда — наоборот, потому что человек, ведающий Хабзэ, не может жить вне чести, ибо как может жить тело, потерявшее сердце. Твои поступки должны быть свободны от зла. Твои дела должны показывать, что ты стремишься к добродетели. Честь немыслима без честности. Помни, слово, сказанное тобой, рождает о тебе мнение. Ложь, сотворенная тобой, вызывает к тебе недоверие, и ты теряешь право на уважение и теряешь честь. Не зная цену своим словам, ты не узнаешь цену себе. Если за цену твоему слову не дадут и дуновения ветра, не требуй цену себе. Истинно то, что иногда правда соседствует с глупостью. Зная первое, отвергая последнее и руководствуясь Хабзэ, ты сможешь сделать правильный выбор. Честь — это моральные качества, присутствие которых у человека вызывает к нему уважение, повышает его статус в обществе.

Почитание старшинства.

Должно испытывать уважение к родителям, особенно, в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь, и что ты — их плоть и кровь. Отношение к родителям — первый показатель твоей исполненности Хабзэ. Да будет презрен тот, кто забудет это! Должно испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год, ибо они стоят ближе к предкам, а значит, и к Хабзэ. Почитая старших, ты почитаешь поколения рода своего и своё начало. Помни, как воздаешь ты, так и тебе воздастся. Ведающий Хабзэ да не перейдет предел, где нет различения между сединой и молодостью. Уважение к старшему — уважение к человеку, который прожил больше, чем ты, имеет жизненный опыт и более умудрен во многих вопросах. Совет старшего может помочь решить проблему, которую ты своими умственными силами решал бы гораздо дольше, либо пошел по ложному пути. Старший может указать путь, который выведет тебя к цели. Старший успел совершить больше ошибок и лучше знает, как тебе их избежать. Не думай, что если человек старше тебя, то твои проблемы будут недоступны его пониманию. Жизнь меняется, но принципы человеческого существования не меняются со времени сотворения человека. Обратись к старшему, научись прислушиваться к нему, и ты обретешь больше, чем потеряешь без его участия. Уважение к старшим не означает воздержания от критической оценки их действий. Ни один человек не может быть вне критики, в том числе и старший по возрасту. Высшее проявление уважительного отношения к старшему состоит в умении высказывать своё отрицательное мнение о его словах или действиях в форме, не наносящей обиды либо оскорбления. Например, ты считаешь, что способ решения какой-либо проблемы, предложенный старшим, не является лучшим, а ты можешь предложить более эффективный вариант её решения. В таком случае возможно такое обращение: «Простите, уважаемый у меня сложилось иное видение данной проблемы и способов её решения, причем, возможно, я ошибаюсь. Я думаю, что… Если мое мнение будет учтено, я буду благодарен за проявленное внимание и уважение». Говоря о предмете спора, следует акцентировать внимание исключительно на веских аргументах, ни в коем случае не прибегая к личностным характеристикам. Такой подход позволит, во-первых, довести своё мнение до старшего, во-вторых, не вызовет резкого неприятия твоего мнения только потому, что оно высказано неуважительным тоном. Если ты уверен в своей правоте и одновременно видишь непреклонность старшего, не вступай в пустой спор, чреватый нежелательными последствиями. Но не надо отрекаться от своего мнения, Скажи: «Простите, уважаемый, вы, наверно, правы, но мои года и мой ум еще не позволяют дойти до истины в вашем её понимании. Думаю, мне нужно время, чтобы продолжить с вами этот разговор». Если возникает вопрос, который требует принципиального выбора, следует исходить из того, нарушается ли Хабзэ. Только мудрейший из ведающих Хабзэ, признанный таковым, может решить, соответствуют ли те или иные действия канонам Хабзэ. Сторона спора, признанная нарушившей Хабзэ, обязана уступить право принятия решения. Каноны Хабзэ и только они являются эталоном правомерности любых действий ведающего Хабзэ, в том числе и в отношениях со старшими. Родители. Все любят своих родителей. Можно просто любить, ничем не проявляя своих чувств. Кто-то стыдится их проявлять. Можно стыдиться чего угодно, но не этого. Отношения отца и сына должны быть внешне строгими, не терпящими проявлений нежности, ибо отец воспитывает в сыне воина духа. Но сердца отца и сына должны быть открыты друг другу. Сын должен чувствовать в отце опору в благих начинаниях, а отец — быть уверенным в том, что его сын, прежде чем принять решение, подумает над тем, чтобы не причинить отцу душевной травмы и не опозорить его имени. Человек, к которому можно и нужно проявлять все внешние признаки любви — мать. Не ограничивай нежности по отношению к матери. Предпринимая любые шаги, подумай, как мать отнесется к этому. ЕСЛИ ты предполагаешь, что ей будет больно от твоих действий, оставь их. ЕСЛИ ты уверен в своей правоте, сначала убеди в этом мать.

Женщина — начало жизни. Даровать жизнь детям, воспитывать их в духе Хабзэ — вот её предназначение. Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться, ибо каждый из них, едва появившись на свет, был «связан» женщиной и вскормлен её молоком. Ссора перед женщиной и невоздержанность языка — грех. Показать слабость перед женщиной -удел слабого и не ведающего Хабзэ. Унизить женщину -значит унизить себя и оскорбить Хабзэ. Толкать женщину на грех, на то, чего не желаешь сестре, значит обречь сестру на грех от такого же, не ведающего Хабзэ. Мужчина говорит: «Я сильнее женщины потому, что я мужчина». Да, но сделай так, чтобы твоя сила не нашла причины для применения к женщине, — тогда ты мужчина из ведающих Хабзэ. Знай, если ты требуешь, чтобы твоя мать, твоя сестра, твоя жена и твоя дочь узнали уважение, начни сам с уважения к чести и душе чужой матери, чужой сестры, чужой жены и чужой дочери. Но знай, что женщина, преступившая Хабзэ, не заслуживает достойного обращения. Женщина должна слушаться мужчину, жена — мужа. Она может давать советы, если они разумны, но решение должно приниматься мужчиной. Женщина, возомнившая себя мужчиной или предавшаяся блуду, пререканиям с мужчиной и другим грехам, должна быть остановлена. Женщина, преступившая Хабзэ, лишает себя защиты Хабзэ и заслуживает любого обращения, ибо она сама выходит за пределы охранительных рамок Хабзэ. Мужчина — глава семьи, на нем вся забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала телесных и душевных мук за благополучие семьи. Спокойствие и согласие в семье — её стержень и достоинство. Семейный очаг — высшая ценность для ведающего Хабзэ, женщина — хранительница этого очага. Вот говорят: «Почему следует оказывать женщине особое уважение? Почему она должна быть выделяема среди тех, кому оказывается уважение и забота?» Есть две причины, по которым так должно быть. Первая и главная в том, что женщина — это мать. Если это девушка и еще не успела стать матерью, то уважение к ней и забота есть заочное внимание к её будущему как матери. Вторая причина в том, что женщина от природы -более слабое создание. В жизни у неё меньше возможностей самостоятельно добиться успеха в какой-либо области человеческой деятельности (если рядом находится настоящий мужчина — в этом нет необходимости). Она, чаще всего, зависит от мужчины, от его воли, опыта, личных и человеческих качеств. Зависимое положение женщины предполагает ответственность за неё и особое отношение. Женщина дает жизнь. От неё во многом зависит то, каким будет в будущем её ребенок, независимо от пола: если девочка — будет ли это женщина, достойная уважения; если мальчик — станет ли он мужчиной, которого можно назвать воином духа. Женщина должна всегда помнить об этом, иначе плоды неправильного воспитания пожнет, прежде всего, она. Женщина должна родить и воспитать столько детей, сколько позволяют здоровье и материальная обеспеченность. Поэтому именно мужчина должен думать о материальном благополучии своей семьи. Он — глава семьи, а значит, на нем лежит вся ответственность за материальный комфорт в семье. Женщину следует оградить от тяжелой физической работы. Женщина разрушает своё здоровье, быстрее стареет, а потом ей приходится выслушивать упреки от мужа, который и является в этом случае главным виновником её бед и физического состояния. Семью следует создавать только тогда, когда мужчина готов её содержать. Но если двое решили создать семью, несмотря на имеющиеся и неизбежные в ближайшем будущем материальные трудности, мужчина должен быть готов к тому, что теперь вся его жизнь подчинится одному — заботе о семье. Важно не просто кормить и одевать детей, важно каким образом, с опорой на какие ценности они воспитываются. Чтобы будущее ребенка было стабильно и предсказуемо, следует заложить стержень, основу его сознания и взглядов на жизнь. Для адыгской семьи такой стержень — это система взглядов, основанная на Хабзэ, в которой можно найти ответы на принципиальные вопросы человеческой жизнедеятельности. Воспитание детей в духе Хабзэ есть главная обязанность женщины.

Цель. Знай, что если ты появился на этот свет, то ты не должен превращать свою жизнь в бессмысленное движение к развязке. Прежде всего, нацелься на успех в жизни и конкретных делах. Делай то, что ты хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение. Ничто не может сдерживать тебя. Ничто, кроме хабзэ. Не вступай в противоречие с Хабзэ. Тогда ты не навредишь себе и людям. Будь поглощен жизнью и действием, чувствуй и проживай каждый миг, не забывай, что все конечно на этой земле. Не будь напряжен, но будь на пределе своих возможностей. Презри боль, трудности и потери. Человеку, ведающему Хабзэ, противны жалобы. Уйди в ночь, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело. Не будь беден. Не может считаться достойным тот, чья семья в нужде и чьи дети бросают завистливые взгляды вслед чужому ребенку. Умножай благосостояние своим трудом, честным трудом. Знай, что оно говорит о том, зрелый ты муж или нет, можешь ли ты позаботиться о своей семье и помочь ближнему. Познай силу золота, но не позволяй ему ослепить твой взор, ибо всякая вещь мощна в своих границах. Знай, высшее наслаждение в жизни — это покой в сердце, и зарабатывается он им же, а не иначе. Что самое главное в жизни человека и в чем его основная проблема? Это цель. Каждый человек имеет врожденные биологические инстинкты, которые и определяют основу человеческого существования. Наряду с ними человек приобретает по мере развития другие мотивы своей жизнедеятельности. Если у человека выделяется один основной мотив, он становится его целью. Цель становится концентрированным выражением всех желаний и предпочтений человека. Человек без цели находится в аморфном состоянии, что делает невозможным направленное движение к собственному благу. Основываясь на своих желаниях, на том, что тебе нравится и приносит удовольствие, следует определить стратегические и тактические цели. Обретя цель, ты обретешь смысл жизни. Чтобы добиться цели, не останавливайся ни перед чем. Твой единственный ограничитель — Хабзэ. Главное в Пути — не навредить другим людям. Посмотри на людей, добившихся успеха. Учись у них. Среди них много таких, кто начинал без всякой материальной базы и помощи со стороны, но у них было главное — цель и желание её достичь. В этом заключается секрет успеха. На твоем пути будут трудности и потери, будет боль. Это хорошо. Ты станешь твердым и сильным, а сладость победы будет еще сильнее. Какой бы ни была твоя цель, знай, что нельзя быть бедным. Если ты аскет и тебе нужно мало, подумай о семье, которая не должна ни в чем нуждаться. Человек, не имеющий возможности обеспечивать себя, свою семью и помогать людям, теряет гордость, он не может соблюдать Хабзэ. Твой труд, твой успех и твоя мощь — лучшая тебе оценка. Не забывай, что деньги — это только средство жить хорошо, творить добро и созидать. Но если у тебя нет души и ты вступаешь в противоречие с Хабзэ, деньги не принесут тебе счастья.

Презрение к смерти.  Помни, что чему есть начало, тому будет конец. Не ищи смерти и не отвращайся от неё, будь к ней равнодушен. Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя. Уйди в мир отцов благородно, как подобает воину. Красивая и достойная смерть должна быть венцом красивой и достойной жизни человека, ведающего Хабзэ. Презирать смерть — не значит отказаться от страха. Каждый человек имеет от начала страх, который в нем живет всегда. Мужчина — не тот, кто не боится, а тот, кто подчиняет свой страх и направляет его. Воин отличается от труса только тем, что возвысился над своим страхом. Ведающий Хабзэ отличит проявление мужества от безрассудства и глупости, ибо когда следует жить -надо жить, когда следует уйти — надо уйти. Относиться к смерти нужно как к неизбежному событию, являющемуся венцом всего живого. Одни поколения уходят, но они освобождают дорогу для последующих, для своих детей и внуков. Будь спокоен и живи с радостью. Жизнь имеет цену до тех пор, пока она есть, но и смерть имеет свою цену, ибо смерть конкретного человека отражается на том, как будут жить его дети. Достойная смерть может возвысить дух потомков, сделав их жизнь наполненной смыслом и радостью. Стать равнодушным к смерти — не значит искать её. Жизнь человека всегда имеет смысл, даже если он не понял его. Раз ты рожден, значит, ты должен жить. Что может лишить человека жизни без его согласия? Это старость, болезнь, война и несчастный случай. Никто от них не застрахован. Когда человек сам выбирает смерть? Тогда, когда он защищает то, что ему дорого и без чего не может жить. Бывает, что человек пасует перед трудностями и лишает сам себя жизни. Но ведающий Хабзэ так не сделает потому, что надо бороться за своё счастье до конца, на-пути к нему можно и погибнуть, но это будет достойная смерть — тебе легче будет уйти, а твои потомки будут уважать и гордиться тобой, у них будет пример того, как надо жить и как надо уходить. Многие говорят: «Но у меня нет больше сил, чтобы бороться. Что мне делать?» Часто человеку кажется, что его силы на исходе, хотя они у него еще есть. Поэтому надо искать новые резервы, новые потенции, и успех придет. Воля и осознанные действия — залог такого успеха. Но если ты действительно чувствуешь полную потерю сил и воли, то обратись к близким людям. Они смогут многое подсказать потому, что у многих из них было, быть может, не меньше, если не больше проблем, причем похожих на твои. У них может оказаться другой взгляд на твои проблемы, неожиданный для тебя, но который способен вытянуть тебя на поверхность и наполнить твою жизнь смыслом. Не думай, что другие люди не способны понять тебя, ищи их, они есть, и ты обязательно найдешь. Чтобы в трудную минуту было к кому обратиться, не надо ждать прихода этой минуты. Будь чаще с людьми, разными по характеру и взглядам на жизнь. Найди верных друзей, которым ты доверяешь, и которые понимают тебя с полуслова. Пусть их будет не очень много, но пусть каждый из них будет способен разделить хотя бы часть твоих переживаний и помочь найти выход из сложной ситуации. Помни, если твое положение кажется безвыходным, это еще не значит, что оно действительно такое. Скорее всего, ты просто еще не нашел выхода или не искал его. Главное — это твое желание, целеустремленность и оптимизм. Есть смысл в том, чтобы попытаться найти другую мотивацию для жизни, другой источник интереса к ней. Жизнь слишком разнообразна и прекрасна, чтобы из-за неудачи в чем-то одном перестать обращать внимание на все остальное. Всегда остаются вещи, которые тебе приятны. Думай о них, добивайся их и никогда не сдавайся, ведь ты не из тех, кто сдается. Установи контроль над своей жизнью. Определись в желаниях и наметь пути, и ты почувствуешь, как твоя жизнь начнет меняться и приносить радость.

Скромность.Не кичись своими заслугами, не хвались своими способностями. Не гонись за дутой славой. Она сама найдет достойного. Достигший совершенства силы духа и тела, уверенности в себе и своей цели не будет говорить: «Я». Но знай пределы того, где заканчивается скромность и начинается неверие в себя. Твори дело так, как чувствуешь нужным, говори там, где следует говорить, и становись впереди там, где чувствуешь свои силы. Не позволяй ложной скромности ограничивать твои возможности.» (Мафедзев С.Х. Адыги.Обычаи и традиции/ С.Х.Мафедзев.-Нальчик: Эль-Фа, 2000.- 343 с.)

В результате у  школьников будут формироваться духовно- нравственные качества, отражающие самобытность народов, населяющих территорию Республики Адыгея. При этом каждый ребёнок получит возможность формирования гуманистического мировоззрения, национального самосознания и общероссийского гражданского сознания, чувства патриотизма. 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека ―

 I-IVклассы:

- любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

- элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- уважение к защитникам Родины;

- положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

- умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―

 I-IVклассы:

различение хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его;

представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;

представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

представления о недопустимости плохих поступков;

знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, не­ве­ж­ли­вого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

 I-IVклассы:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; 

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий,  общественно-полезной деятельности;

соблюдение порядка на рабочем месте.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) ―

I-IVклассы:

различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

формирование элементарных представлений о красоте;

формирование умения видеть красоту природы и человека;

интерес к продуктам художественного творчества;

представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;

представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Условия реализации основных направлений

духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Направления коррекционно-воспитательной работы по духовно-нравственному раз­ви­тию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ре­а­ли­зуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных пред­ме­тов. 

Содержание и используемые формы работы должны соответствовать возрастным осо­бенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также пре­ду­с­матривать учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.

1. Совместная деятельность общеобразовательной организации, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию обучающихся.

Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными нарушениями) осу­ще­с­т­в­ля­ют­ся не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие общеобразовательной ор­га­ни­зации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно-нра­в­ственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои тра­ди­ци­он­ные позиции сохраняют организации дополнительного образования, куль­туры и спорта.

Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического вза­и­мо­действия различных социальных субъектов при ведущей роли пе­да­го­ги­ческого коллектива общеобразовательной организации.

При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития обу­ча­ющихся Организация может взаимодействовать, в том числе на си­с­тем­ной основе, с традиционными религиозными организациями, общественными орга­ни­за­циями и объединениями граждан ― с патриотической, культурной, экологической и иной направленностью, детско-юно­ше­с­ки­ми и молодёжными движениями, организациями, объединениями, раз­де­ля­ю­щи­ми в своей деятельности базовые национальные ценности. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия:

участие представителей общественных организаций и объединений, а так­же традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их ро­дителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития обучающихся;

реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития обучающихся и одобренных педагогическим советом общеобразовательной организации и родительским комитетом общеобразовательной организации;

проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития в общеобразовательной организации.

2. Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей) обучающихся

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с ум­с­т­венной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных фа­к­торов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры ро­ди­те­лей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений ре­а­ли­зации программы духовно-нравственного развития обучающихся.  

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы общеобразовательной организации по повышению пе­да­го­ги­ческой культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся должна быть основана на следующих при­н­ци­пах:

совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания. 

Содержание программ повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) должно отражать содержание основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами воспитательной работы Организации. Работа с родителями (законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с обучающимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных пред­с­та­ви­те­лей) могут быть использованы различные формы работы (родительское собрание, ро­ди­тельская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание, диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др).

Планируемые результаты духовно-нравственного развития

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей действительности и форм общественного духовно-нравственного взаимодействия. 

В результате реализации программы духовно-нравственного развития должно обеспечиваться:

приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о бли­жайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одо­б­ря­емых и не одобряемых формах поведения в обществе и  т. п.), первичного по­ни­мания социальной реальности и повседневной жизни; 

переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);

приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, ко­то­рые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;

развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.

При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека ―

I-IVклассы:

положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье. 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни ―

 I-IVклассы:

положительное отношение к учебному труду;

первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание) ―

 I-IVклассы:

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

 

 

Наши лучшие!

dsc08724.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 13 гостей онлайн