Конспект урока по теме: Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и волк»

 

Цель:создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Лисичка-сестричка и волк».

 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк»

- совершенствовать навыки чтения

- совершенствовать умение восстанавливать события сказки по иллюстрациям

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

- совершенствовать умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных

- совершенствовать умение давать характеристику героя

 

Развивающие:

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

 

Воспитательные:

- развивать умение оценивать поступки, ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

- способствовать нравственному воспитанию обучающихся

- воспитывать любовь к чтению, к книге

 

Оборудование: учебник, мультфильм, аудиозапись, карточки с напечатанными на них персонажами, пословицами.

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (3 минуты)
  3. Актуализация знаний (3 минуты)
  4. Сообщение темы урока
  5. Подготовка к восприятию (5 минут)
  6. Установка на восприятие
  7. Первичное восприятие (5 минут)
  8. Проверка первичного восприятия (3 минуты)
  9. Анализ произведения (15 минут)
  10. Обобщение (3 минуты)
  11. Итог урока(1 минута)
  12. Рефлексия (1 минута)
  13. Домашнее задание (1 минута)

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Эмоциональный настрой на работу.

Проверка домашнего задания

- Какие русские народные сказки, в которых персонажем является петух вы нашли?

- Какой петух в этой сказке?

Перечисляют сказки

 

Актуализация знаний

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

- Кто был главными персонажами сказки?

- А какая лиса в этой сказке?

- А во всех ли сказках лиса такая хитрая?

- «Заячья избушка»

 

 

- заяц и лиса

 

Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы продолжим изучать русские народные сказки. И познакомимся со сказкой «Лисичка-сестричка и волк».

 

 

Предположения детей

 

Подготовка к восприятию

- Кто автор этой сказки?

- К какому виду сказок отнесем сказку «Лисичка-сестричка и волк»?

- А можем ли мы по заглавию определить главных персонажей сказки? Назовите их.

- Предположите, какая лиса в этой сказке?

- А волк?

- А кого обхитрила лиса в этой сказке?

- народ

 

- о животных

 

 

- лиса и волк

 

 

 

Предположения детей

 

 

Установка на восприятие

- А чтобы узнать кого обхитрит лиса, прочитаем сказку.

 

- Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: кого же обхитрила лиса в этой сказке?

Слушают учителя

 

Первичное восприятие

Аудиозапись сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Слушают сказку

 

 

Проверка первичного восприятия

- Кого же обхитрила лиса в этой сказке?

- назовите персонажей сказки.

- Ребята, а какая же лиса в этой сказке?

- А какой волк?

- Кто из них изображен простаком, а кто – хитрецом?

- Что, по-вашему, могло быть на самом деле, а что вымысел?

- старика и волка

 

- лиса, волк, старик, старуха

 

 

Предположения детей

 

Анализ произведения

 

- Прочитайте сказку еще раз самостоятельно и найдите в тексте сказки слова, значение которых вам непонятно.

- Есть ли в сказке слова и выражения, которые были вам непонятны?

Воз– транспортное средство на колесах для перевозки груза

- Как вы понимаете слова свернуться калачиком?

Ворохнётся – пошевилится, сдвинуться с места

Улучить время – найти подходящее для чего-нибудь время

Полегоньку – не спеша, не торопясь

Смекнуть – сообразить, додуматься, догадаться

Прорубь – отверстие, прорубленное во льду замерзшего водоема

Причитывать – приговаривать

Плутовка – ловкая обманщица

Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Кадка – деревянная ёмкость из досок

 

- Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку?

- А для чего деду понадобилась лиса?

- как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому?

- Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? Найдите подтверждение в тексте.

- Как вы думаете, какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда?

- Кто из героев вызывает сочувствие? Почему?

- Сколько раз удалось лисе обмануть волка?

- Почему это происходило?

- Какой совет можно было бы дать волку?

 

- На сколько частей можно разделить сказку? Как это определить?

- Определим последовательность событий в сказке.

- На доске представлены события сказки в неправильном порядке. Восстановим верный порядок.

1. Наловил дед рыбы и повез домой целый воз.

2. Серый волк встретил на дороге лисичку с рыбой.

3. Волк ловит хвостом в проруби рыбу.

4. Хвост волка примерз.

5. Лиса попала в кадку с тестом.

6. Битый небитого везет!

- Можно ли так озаглавить части?

- Сколько частей в сказке?

- Разделите текст сказки на части по плану.

- Где начинается и заканчивается первая часть?

- О чем говорится в этой части?

- Вторая?

- Какое событие происходит в этой части?

- Третья?

- Что мы узнали из этой части?

- Четвертая?

- Как долго вол сидел у проруби?

- о чем еще мы узнали из этой части?

- Пятая?

- Назовите причину, по которой лиса попала в кадку с тестом?

- Шестая?

- Что имела в виду лиса, когда произносила слова: «Битый небитого везет!»?

- Трудно ли вам было разделить текст сказки на части, опираясь на последовательность событий?

- Сможете ли вы пересказать сказку по плану?

Самостоятельное чтение детей с карандашом в руках

 

 

 

 

 

- лечь, подогнув руки и ноги

 

 

Работают над лексическим значением слов

 

 

 

 

 

 

Ответы детей с опорой на текст

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

- три

 

Советы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- по событиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- шесть

 

 

 

 

 

 

Делят текст на части, анализируя содержание каждой части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Обобщение

 

- А сейчас, попробуйте подобрать пословицу, которая передает смысл сказки «Лисичка-сестричка и волк»?

- Объясните смысл этой пословицы?

 

- Без труда не выловишь и рыбку из пруда

- ничто не может быть достигнуто без усилий

 

Итог урока

 

- Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

- К какому виду сказок она относится?

- Почему?

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся своими впечатлениями

 

Домашнее задание

 

- Подготовьте пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк» по плану.

Записывают домашнее задание в дневник

 

 

 

 

Наши лучшие!

dsc08739.jpg

Найти на сайте

Мы онлайн!

Сейчас 43 гостей онлайн